К написанию этого материала нас подтолкнуло интервью с Вячеславом Заренковым, председателем совета директоров «Эталон-ЛенСпецСМУ», опубликованное в «Деловом Петербурге». В этом интервью господин Заренков говорит: «Сейчас демпингуют только те компании, которые находятся на грани банкротства. Они опускают цены ниже себестоимости в расчете на привлечение как можно большего числа покупателей, чтобы пустить полученные средства на обслуживание своих долгов. А на какие деньги потом будут достраиваться дома, в которых дольщики купили квартиры по демпинговым ценам, неизвестно». Наш опыт показывает, что данное высказывание вполне можно применить и в области создания и продвижения сайтов.

Разберемся для начала, что такое демпинг. Согласно «Энциклопедии предпринимателя», «демпинг — это продажа товаров на рынке по искусственно сниженным ценам, возможно даже ниже себестоимости», целью демпинга является вытеснение конкурентов с рынка. Демпинг является примером открытой ценовой конкуренции, не всегда выгодной для потребителя, потому что при снижении цен не происходит улучшения качества услуг. Компании, лишенные части прибыли, перестают вкладываться в качество и развитие технологий, рынок замирает.

Более того, некоторые компании, столкнувшись с материальными проблемами, не только снижают качество, но и перестают оказывать услуги вообще. То есть они предлагают, скажем, продвижение сайта за копейки, берут деньги и просто исчезают. Меняют телефон (зачастую указан только мобильный), поиск по юридическому адресу, естественно, не дает результатов, сайт компании прекращает свою работу. Найти таких исполнителей не представляется возможным. Сейчас продвижение сайта стало интересным и даже модным способом рекламы, и некоторые авантюристы спешат воспользоваться кризисной ситуацией на рынке.

Кризис к нам приходит…

В области розничной торговли кризис привел к удорожанию товаров и услуг, а вот в области B2B ситуация подчас прямо противоположная, особенно в сегменте услуг. Это понятно: снижать цены при поставке товаров сложно, так как цены на топливо, себестоимость и прочее не падают, а только растут. А вот в области предоставления услуг демпинговать очень и очень просто: достаточно урезать зарплату сотрудникам, бонусы топ-менеджерам (что происходит реже), снять офис потеснее и перевести половину коллектива на удаленную работу. Отсюда — предельное снижение цен.

Все выглядит очень логично: клиенты хотят сэкономить, компании удовлетворяют этот спрос. Вот только при «урезаниях и сокращениях» часто страдает качество предоставляемых услуг. Рассмотрим это на примере сферы продвижения сайтов. Итак, на чем можно сэкономить, и к чему это ведет:

  1. Зарплата сотрудников. Сокращение зарплаты ведет к утечке мозгов в другие компании и фриланс, а толковые сотрудники в области SEO нынче на дороге не валяются. Их быстро прибирают к рукам или продвигающиеся компании, или конкуренты. В конце концов, фрилансерский рынок с началом кризиса тоже оживился. В итоге демпингующая компания теряет специалистов с опытом работы и раскрутки сложных проектов, причем в первую очередь уходят наиболее маститые специалисты.
  1. Офис. Экономить можно на расположении офиса (чем дальше от центра, тем дешевле) и на размерах помещения. Если первое еще относительно приемлемо (хотя жаль менеджеров, бегающих к клиентам), то второе опять-таки чревато снижением качества. SEO — это интеллектуалоемкая отрасль, а спокойно подумать в переполненном офисе проблематично.
  1. Удаленная работа. Надеюсь, все работники SEO согласятся, что мозговой штурм есть основной способ решения проблемы с продвижением какого-либо сайта. То есть коммуникация технических специалистов необходима при разработке плана продвижения сайта, решения проблемных ситуаций и выработке оригинальных решений. При удаленной работе это почти невозможно.

Демпинговать нельзя держаться

Запятую в этой фразе каждая компания ставит по-своему — кто-то снижает цены, кто-то держит их на докризисном уровне, кто-то демпингует локально — путем скидок и бонусов клиентам. Но у большинства компаний, давно работающих на рынке, уже сложилась определенная система ценообразования, которую можно изменить только путем снижения качества предоставляемых услуг. Ниже качество — ниже цена — больше клиентов. В итоге, сайт либо продвигается по слабым запросам, либо не продвигается вовсе. А клиент разочаровывается в продвижении сайтов вообще.

То есть сейчас мы получаем очень простую ситуацию: некоторые компании привлекают клиентов сверхнизкими ценами. Клиенты с топовыми позициями уходят к ним. Демпингующая компания пускает все деньги на погашение кредита и решение других своих проблем, а вот средств на продвижение сайта (зарплату специалистам, оплату аренды площадок и так далее) уже не остается. В итоге сайт падает, клиент или бросает все, или возвращается к прежней компании, но уже без топовых позиций. Недобросовестный исполнитель исчезает.

Где демпинг, а где конкуренция

Конечно, есть компании, которые продвигают одинаково качественно, но за разные деньги. Здесь конкуренция происходит за счет имеющихся наработок, технологий, схем продвижения и опыта работы. Но, честно говоря, компании, конкурирующие в области технологий, можно пересчитать по пальцам одной руки — это лидеры рынка. А у большинства остальных происходит чистой воды демпинг, то есть неоправданное снижение цены в ущерб качеству.

В конечном итоге есть справедливая стоимость услуг по продвижению сайтов, как и справедливая цена на нефть, газ и прочие продукты. Нужно понять, что расценки ниже этой стоимости — откровенный «развод» и показатель кризиса на рынке. Ну не будет ни одна компания работать в убыток себе, тем более сейчас.

 

Источникseonews.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир

Рекомендуем ещё