На SEO-форумах регулярно появляются темы и сообщения вроде: «Ап!». Новички в сфере продвижения принимают за апдейт все что угодно, а опытные оптимизаторы «ласково» указывают на их ошибки, заодно «по-доброму» интересуясь: «А Вы вообще в курсе, что есть апдейт?».

Как сказал SEONEWS Андрей Иванов, сотрудник компании «Ашманов и Партнеры», которая разработала анализатор поисковых машин: «Просто новички, начитавшись форума, придают слову «апдейт» уже некий сакральный смысл и считают, что оптимизатор, не обсуждающий апдейты, просто недостоин называться столь высоким именем».

«Оптимизаторы изучают поведение поисковой машины как черный ящик, у них иного способа нет, – добавляет Андрей Иванов. – Поэтому как-то вынуждены именовать то, что наблюдают. Переход поисковика из одного состояния в другое (вчера сайт А был на первой позиции, а сегодня на пятой) – это событие, которое, безусловно, волнует оптимизатора, ведущего сайт, и он хочет об этом поговорить на форуме».

Много раз повторив какое-то слово, человек перестает понимать, что стоит за комбинацией звуков. Думаю, все в детстве проводили такие эксперименты. Примерно то же происходит с понятием «апдейта». Тысячи раз помянутое всуе, это слово утрачивает свой первоначальный смысл. А между тем, как любой термин, «апдейт» должен обладать узким значением. Вот и займемся сужением семантических кругов.

Черный ящик оптимизации

Не так давно тема «Что есть апдейт» была поднята в очередной раз. Но уже без всяких предисловий, а прямо

с просьбой: «Возможно, для кого-то это дурацкий вопрос. Тогда, плз, образумьте несведущих». Действительно, что же такое апдейт?

Чаще всего про апдейт начинают говорить при любых изменениях позиций сайтов в поисковой системе. Причем как-то принято считать, что если позиции сайтов меняются несколько дней подряд, то это все разные апдейты. По крайней мере, если посмотреть специальный раздел «Апдейты» на форуме SearchEngines, то складывается ощущение, что Яндекс терроризирует оптимизаторов каждый день – сообщения о новых апдейтах появляются чуть ли не через день.

На сайте ашмановского анализатора поисковых машин Analyzethis дается такое определение понятию «апдейт»:

«Процесс обновления результатов поиска. Какие-то сайты поднимаются в первую десятку, какие-то «тонут».

Более развернутое и, в то же время, менее понятное нубам и простым пользователям понятие апдейта или обновления выдачи дает РБК Промо на своем сайте:

«»апдейт» или «обновление выдачи» – обновление кеша серверов поисковых систем после пересчета позиций сайтов в выдаче».

И вот здесь кроется основная причина путаницы вокруг апдейта, его определения и самого понятия. Хоть через плечо программистам поисковиков мы не заглядывали, поисковая система действует примерно следующим образом.

В ПС, как во Вселенной, все циклично: после апдейта формируется выдача, которая в течение какого-то времени корректируется, подкручивается, а после снова проходит апдейт.

После очередного апдейта поисковая система чиста и невинна. По логике, правда, никак не подтвержденной самими ПС, первый же пользователь, введший определенный запрос, формирует выдачу. Поисковой системе сложно чисто технически каждый раз для каждого нового пользователя по запросу, скажем, «окна», заново ранжировать сайты. Для того чтобы облегчить себе задачу, не перегружать свои сервера, ПС выдачу первого пользователя кеширует. То есть сохраняет. Все последующие пользователи ПС, вводя запрос «окна», видят ту самую выдачу первого пользователя. При этом поисковая система «напрягается» только для того чтобы «вспомнить», как именно она отранжировала сайты в первый раз, а не для того, чтобы заново их ранжировать.

Но неугомонные оптимизаторы вынуждают ПС постоянно проверять, как именно сейчас «выглядит» сайт и какое место он должен занимать в выдаче. Но для того чтобы одновременно обновить кеш для всех двух с половиной миллиардов проиндексированных страниц, Яндексу, да и любой другой ПС, просто не хватит мощностей. Поэтому обновление кеша – явление перманентное. Оно происходит регулярно, просто не сразу для всех запросов. Отсюда и такая путаница неопытных оптимизаторов, которые в силу специфики работы склонны к истерии: для тех запросов, по которым он продвигает сайты, ПС обновила кеш, и SEO-шник тут же пугается, что это массовый апдейт.

Здесь стоит отметить, что при всем том, что каждодневная истерия оптимизаторов на форуме SE опытным SEO-шникам кажется бредом параноиков, эти самые слабонервные оптимизаторы отчасти правы. Словари Яндекса сообщают: «Апдейт»

- модернизация; корректировка; обновление информации, данных;

- новая версия, обновленный вариант (чего-л.); свежие новости, последние известия;

- последний, уточнённый вариант (сообщения, доклада и т. д.);

- информ. исправленная версия, новая версия (напр., файла).

То есть любое изменение в выдаче вроде как уже и апдейт в широком смысле слова. Но нас интересует узкое терминологическое значение, и мы ведем речь о явлении, которое даже опытных оптимизаторов заставляет иногда понервничать. Как было сказано в очередном обсуждении работы Яндекса на форуме SE: «Когда в этом (разделе «Апдейты», прим. автора) разделе появится тема с 500 ответами – значит, он пришел».

Тот самый апдейт, о котором здесь и идет речь в данной статье, и который заставляет оптимизаторов создавать многостраничные топики, происходит намного реже, чем обновление кеша. И сказывается он не только на сайтах определенной тематики. Недавно Александр Садовский попытался объяснить, что к чему:

«Такое поведение системы может быть следствием двух разных процессов:

- изменения поисковой программы,

- обновления поисковой базы».

Обновление базы вовсе не означает, что ПС что-то поменяла в алгоритме ранжирования (поисковой программе). Просто она заново отранжировала сайты по запросам, согласно скопленным данным. Изменения программы – это уже новый системный код, подразумевающий под собой новый алгоритм. И если в первом случае оптимизаторы могли морально и физически подготовить свои сайты к обновлениям в ПС, потому что уже успели просчитать, какому фактору она придает большее значение, а какому меньшее, то во втором случае изменения бьют по оптимизаторам больно и безжалостно. После изменения программы SEO-сообществу снова приходится анализировать изменения, понимать, что сейчас для поисковой системы стало важнее, а что нет.

Но это только примерный алгоритм действий. Каждая ПС действует по-своему. Яндекс в последнее время отходит от привычных «выходных» апов. Еще поисковик с лета этого года приобрел новую привычку – сообщать о смене алгоритма. А не так давно Яндекс не просто предупредил оптимизаторов «Мы сейчас поменяем программу», а дал ей условное название – Восьмерка, и даже назначил время выката следующей программы – Магадана на середину марта.

С чем именно связана такая открытость поисковика №1 рунета, можно только догадываться.

Слово экспертам

Но чтобы не гадать на кофейной гуще об определении апдейта, мы поинтересовались у самих поисковых систем, что они понимают под этим словом.

«В случае с поисковой машиной Рамблера апдейтом можно назвать полный цикл обновления индексной базы», – ответил SEONEWS Сергей Сергеев, руководитель маркетингового направления группы Поиск компании «Рамблер». Но при этом отметил, что апдейт некоторой части поисковой базы происходит ежедневно.

Рамблер условно делит весь интернет на несколько частей и придает каждой свой цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие. Сайт компании Рамблер относится к голубому сектору. Информация о web-ресурсах каждого сектора хранится в соответствующей части индексной базы поисковика. Все части индексной базы собираются и обновляются по отдельности. Так, сегодня происходит переиндексация и обновление красного сектора, завтра – оранжевого и желтого, послезавтра – зеленого и так далее. Благодаря такому ступенчатому алгоритму в поисковой машине регулярно появляется свежая информация.

Примерно о том же говорил в середине января и Яндекс, сообщая об очередном выкате поисковой программы:

«Сначала программу выкладывают лишь на один из поисковых «кластеров». Это приводит к тому, что «новую» выдачу видит лишь часть пользователей (зато появляется возможность быстро вернуться на старую версию, в случае обнаружения проблем)».

Само определение понятия апдейта Яндекс счел нужным представить всему SEO-сообществу:

«Согласно терминологии разработки программ, апдейтом корректно называть только обновление базы, а изменение программы – это уже следующая версия системы». В принципе, незадолго до этого, то же самое говорил один из сотрудников Яндекса на сервисе Я.ру.

Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска Яндекса, взявшийся просветить оптимизаторов, тоже развернуто объяснил, почему SEO-шники наблюдают изменения в выдаче в течение не одного часа: «Робот-паук постоянно скачивает новые страницы и обновляет устаревшие. В какой-то момент индексирующая программа решает, что этих данных достаточно и начинает формировать новую базу, рассчитывать факторы, которые требуют анализа всех проиндексированных страниц. Все факторы – текст, ссылки и другие – меняются согласованно (то есть мнение, что расчет ссылочных факторов делается реже, чем индексация, это миф).

Новую базу выкладывают сразу на все кластеры (новая база мгновенно заменяет старую), но из-за сложной архитектуры поискового кластера и наличия кеширования это изменение видят не все пользователи одновременно. Мы планируем реализовать уведомления об обновлениях базы в Яндекс.Вебмастере, и ваши стальные нервы скажут нам спасибо. : )

Важно учитывать, что кроме основного робота есть быстрый робот, он отличается от своего «старшего брата» тем, что его база выкладывается значительно чаще – много раз в сутки. Такие регулярные небольшие обновления помогают поиску Яндекса предоставлять пользователям самую свежую информацию».

А чуть ниже было добавлено, что обновления базы, помимо описанного выше, могут быть связаны с изменениями программы, которая формирует эту базу.

Таким образом, получается, что поисковики хоть и утверждают, что апдейты происходят не так часто, как кажется некоторым оптимизаторам, но в то же время делают оговорку: поисковая система меняет выдачу каждый день. Путаница в определении апдейта происходит из-за того, что его основным критерием для оптимизатора является изменение положения сайта в поисковой выдаче. И редкий SEO-шник может абстрагироваться от своих запросов и продвигаемых ресурсов, которые так и скачут в выдаче то вверх, то вниз. То ли дело поисковая система – окинув взором два с половиной миллиарда индексируемых страниц, она может позволить себе взглянуть на понятие апдейта шире.

 

Источник: seonews.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир

Рекомендуем ещё