Ноя
Успеваемость учащихся школы-интерната как одно из условий успеха в жизни
В отечественной психологии сложилась традиция анализа самоуважения как комплексного личностного образования. Исследования, направленные на выявление зависимости самооценки от уровня сформированности учебной деятельности и степени ориентации на способы деятельности и общения.
В младших классах развивают умственное мышление детей, дают логические задания по математике, проходят двувидовые глаголы по русскому языку и т.д. Развитие самоуважения, в первую очередь, рассматривается в процессе становления учащихся как субъектов учебной деятельности и как условие активного включения воспитанников во внеурочную воспитательную деятельность. Успех человека в любом виде деятельности в значительной степени зависит от адекватной самооценки собственных качеств, умений, способностей, что вызывает уважение к самому себе. Именно чувство самоуважения определяет поведение ребенка, его отношение к себе и к людям, а в будущем влияет на позицию личности – она станет активным творцом собственной жизни и жизни общества в целом. Основная концепция педагогики успеха связана с гуманистической педагогикой и психологией, которые предусматривают использование личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с ребенком.
Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, признание его активным субъектом этого процесса. Так, У.Глассер убеждал, что успех должен быть доступным каждому ребенку, если ребенку удается достичь успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни. Ситуация успеха является своеобразным пусковым механизмом дальнейшего развития личности ребенка. Если ученик не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в решении социальных конфликтов или преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вступлении во взрослую жизнь.
Особенно актуальна проблема формирования самоуважения у воспитанников интернатного учреждения. Большинство из них с раннего детства почувствовали унижение, равнодушие, материальные лишения. Это негативно сказалось на их ценностном восприятии себя и своих добродетелей, самооценке, уважения к себе и другим. У многих учеников школ-интернатов отсутствует мотивация учебной деятельности и желание самоутверждаться во внеурочной деятельности.