У дизайна веб-сайта задач много: вызвать положительные эмоции, передать посетителю некий message (например, “Мы – открытая, активная, современная компания”), вызвать эстетические переживания, заинтересовать, возможно, заинтриговать посетителя, выделить компанию на фоне конкурентов и т.д.

Конечно, одно дело – дизайн интернет-магазина и совсем другое – веб-приложения: если на первый сайт посетитель приходит несколько раз, то на второй – каждый день. Бурные эстетические переживания при работе с веб-приложением по управлению проектами мне не то чтобы будут мешать, но уж раздражать (и отвлекать от работы) точно будут.

К сожалению, во многих случаях важность веб-дизайна недооценивается. Основной аргумент: на вкус и цвет товарищей нет. Тем не менее, мы можем легко определить откровенно некачественный дизайн. Критериев здесь множество: цветовая схема “фонит”, громоздкая композиция (layout), отсутствует четкая визуальная иерархия (много элементов на странице, но порядок просмотра не задан), элементы не выровнены, не используется группировка для сокращения числа воспринимаемых объектов и т.д.

Если я вижу некачественный дизайн на сайте любителей домашних животных, я могу это понять: любители кошек не зарабатывают на своем сайте ни цента, они просто общаются между собой, не корысти для, а животных ради.

Но если я вижу низкопробный дизайн на сайте, продающем, например, софт, то я сразу же понимаю, что я напишу в первом абзаце экспертной оценки: дм/кг (но при этом я обязательно аргументирую свою критику дизайна, без эпитетов и на основе законов восприятия). И сделаю я это не потому, что дизайн мне “не нравится”, а потому, что дизайн может повлиять на уровень продаж. Почему “может” ? Просто потому, что дизайн – это один из множества факторов, наряду с удобством, контентом и пр.

Сайт российской shareware-компании

К сожалению, у меня нет на руках статистики о том, насколько изменение дизайна может повлиять на уровень продаж софта. Но у меня есть информация о том, каким сайтам посетители доверяют. А доверие – необходимое (но не достаточное) условие для успешной торговли.

Покупатели бывают разными: директорами и технарями гико-образными
Представьте себе некий shareware-сайт, который продает программы. Допустим, что это корпоративные программы. Кто является покупателем? Инженеры предприятия, которые изучают характеристики программы или их начальники, которые принимают окончательное решение о покупке программы? На самом деле, покупателями являются и те, и другие: сначала инженер подбирает программу в соответствии со своими требованиями (характеристиками программы) и далее уже кладет заявку на стол начальнику, который открывает сайт и… смотрит на визуальное оформление. Точнее, он не осознает полностью этого оценочного момента, но, тем не менее, оценка происходит и, больше того, влияет на решение о покупке софта. Но насколько влияет? Об этом дальше.

Дизайн как фактор доверия
В 2002 году группа специалистов (Sliced Bread Design, B.J. Fogg, Ph.D. (глава Стэнфордской лаборатории по каптологии)) провели исследование под названием Experts vs. Online Consumers: A Comparative Credibility Study of Health and Finance Web Sites (Эксперты и потребители в on-line: сравнительное исследование вопросов доверия к веб-сайтам, предлагающим финансовые и медицинские услуги).

15 экспертов по медицине и финансам оценивали уровень доверия (по шкале от 1 до 10), который они испытывают по отношению к сайтам, связанным с их специализацией.

2,684 человека (потребители aka обыватели) оценивали уровень доверия к сайтам, которые выбирались случайным образом из пула сайтов (e-commerce, развлечение, финансы, медицина, новости, поисковые системы, спорт, путешествия, etc.). В общей сложности оценки получили 100 сайтов.

Участники эксперимента также давали текстовые комментарии, в которых описывали, что именно повлияло на уровень доверия к тому или иному сайту.

В итоге было установлено, что потребители более полагаются в своих оценках доверия на дизайн (композицию страниц, типографию и цветовые схемы): 54.6% комментариев потребителей по поводу доверия к финансовым сайтам (и 41.8% для медицинских сайтов), относились ко внешнему виду сайтов.

Для сравнения, лишь 16.4% комментариев финансовых экспертов (и 7.6% экспертов по медицине) относились к дизайну сайтов.

Эксперты по медицине обращали внимание на имя компаниии (43.9%), источники информации, приводимой на сайте (25.8%) и на миссию компании (22.7%).

Финансовые эксперты чаще всего полагались при оценке доверия на объем представленной информации и ширину охвата предметной области (40.3%), миссию компании (35.8%) и на ошибки и неточности в контенте (29.9%).

Еще больше выводов вы можете найти в отчете о проведенном исследовании.

Выводы
Любой коммерческий сайт, также как и профессиональный продавец, должен начинать с установления доверительных отношений с потенциальным покупателем.

Благодаря приятному, симпатичному, аккуратному и элегантному дизайну, вы можете получить от посетителя кредит доверия, который, возможно, как раз и будет той последней каплей при принятии посетителем решения о покупке ваших товаров.

Но нельзя забывать о и том, что этот кредит может испариться, если посетитель встретит на своем пути к покупке препятствия в виде нелогичной навигации, запутывающих заголовков, дефицита информации о продуктах и других проблем, лежащих в плоскости юзабилити.

Материалы по теме
• Исследование о доверии посетителей к сайтам (на котором основана эта статья)
• Статья о каптологии
• 10 рекомендаций о том, как поднять доверие посетителей к сайту

 

Источник: seonews.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир

Рекомендуем ещё