Дешевый интернет – большой интернет?

История развития отечественного Интернета уходит своими корнями… неглубоко. Однако за то недолгое время, которое прошло от посадки зернышка до первых всходов, случилось немало событий, сказавшихся на направлении посева и его корневой системе.

Вообще, в стране, где все всегда и всё тырят, слизывание стандартов с Запада пошло даже на пользу Рунету и тем, кто его делает. Дальновидные всем известные личности додумались и не поскупились скупить «красивые» доменные имена. Хотя в те далекие времена мало кто мог подумать об общедоступности и широкой распространенности Интернета в России. А зря.

В настоящее время бюджеты на рекламу в сети забили радио. Возможно, это и нельзя назвать достижением. Радио давно и болезненно отживает свой век, существуя практически за счет fm. Но все-таки это результат.

По данным TSN, в возрастной группе до 17 лет аудитория Интернета практически сравнялась с аудиторией телевидения. Продвинутая часть пользователей голосует кликами. И эти клики приходятся на онлайн-тв, онлайн-радио, поиск, интернет-СМИ и, конечно же, коммуникационные сервисы, среди которых, пожалуй, самые известные – Одноклассники и Вконтакте.

Рост аудитории Рунета на руку очень многим социальным группам, занимающимся заработком в Интернете. На пользователях зарабатывают структуры, дающие возможность «жить» в вебе (регистраторы доменов, поисковые системы); организации, интегрирующие свой бизнес в онлайн-среду; компании, предлагающие услуги по развитию бизнеса в сети (разработка, продвижение, поддержка сайта) и многие другие. В успешные или подающие большие надежды ресурсы инвестируют немалые деньги. Все потому, что потом их можно отбить в многократном размере. И главным мерилом успешности работы в Интернете являются пользователи, а точнее их количество. Поэтому в расширении аудитории российского сегмента Интернета заинтересованы очень многие лица.

А причем здесь социалки?

Найдется ли среди читающих эту статью хоть один «homo sapiens», который никогда не слышал и не юзал Одноклассники и Вконтакте? Более того, своеобразное членство в этих социальных сетях стало подобием моды в молодежной среде. Раньше как было, если не пьешь водку на студенческих сборищах – белая ворона, а сейчас, если не имеешь аккаунта Вконтакте, ты – отсталый от жизни человек.

И пошло поехало. Продвинутые внучки и дочки-сыночки предлагали своим предкам поискать их потерянных во времени одноклассников. Боле-менее осведомленные о современных ЭВМ тетушки бальзаковского и старше возраста в погоне за молодежной модой тоже полезли проверять, где и чем живут их бывшие первые любови, соседи по партам и одногруппники. Так рос Рунет.

Казалось бы, зачем невменяемым городским бабушкам Интернет? Да хотя бы для того, чтобы удовлетворить одну из новых надстроек потребностей современного человека – нужду в сплетнях. И пусть не все полноценно используют весь предлагаемый функционал социалок (не дарят друг другу овечек и сердечки, не отсылают новые клипы «Вороваек» и «прикольные ролики про януковичей и венки»). Зато они научились искать в Яндексе сайт «Одноклассники», переходить на него и просматривать ленту обновлений друзей, фотографии. А это многого стоит рекламодателям и конкурирующим провайдерам.

Чем хороша конкуренция?

Однако говорить о провайдерах и не затронуть тему конкуренции между ними, значит – ничего не говорить. В Москве и иже подобных культместах с Интернетом все давно обстоит неплохо и в плане денег и в плане скорости подключения (авт. прим. – это я как житель провинции говорю). Ибо мы, жители провинции, давимся от зависти, глядя на тарифные планы, рекламируемые на буклетах в метрополитене. Поэтому вопрос об удешевлении Интернета в столицах не стоит. Зато он долгое время висел в регионах.

И действительно, ещё 5 лет назад, да что уж там, 3 года назад на рынке царствовало три боле-менее крупных провайдера с удовлетворительной связью. Зона покрытия, правда, оставляла желать лучшего. Да и сейчас многие в той же Туле (это та, что в 180 км от Москвы) все ждут кабельный безлимитный Интернет, даже смирившись с его относительной дороговизной. И ведь не дожидаются – этот рынок постепенно покусывают провайдеры беспроводного Интернета и экзотические для «немосквы» «интернеты от розетки».

Регионы и столицы

Но безлимитка в регионах, несмотря на рост конкуренции провайдеров, остается достаточно дорогой. Если в среднем по крупным городам России без учета Москвы и Петербурга стоимость за 1024 Кбит/сек составляет 660 рублей, в ряде регионах разных округов пользователям сети приходится отдавать более 1000 рублей за ту же скорость (например, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Иркутск, Краснодар, Ставрополь). Даже в Туле, несмотря на соседство с Москвой, по данным Яндекса, в среднем 1024 Кбит/сек обходятся тулякам в 817 рублей. В то время как москвичам и петербуржцам все удовольствие за пользование сетью предлагается за 106 рублей и 132 рубля соответственно. Естественно, если на эту картину наложить карту уровня доходов населения страны, то получается, что для жителей регионов подключение к сети – дорогое удовольствие. А соответственно, и уровень проникновения Интернета разный.

Но при этом рост аудитории Рунета происходит за счет регионов. В 2009 году проникновение Интернета увеличилось на 20%. Его аудитория растет за счет семей и организаций, приобретающих компьютеры и подключающихся ко всемирной паутине. Так будут ли жители регионов быстрее конвертироваться в интернет-пользователей, если цены на доступ в сеть начнут снижаться?

В недалеком 2008 году, выступая на РИТ, Дмитрий Медведев пообещал жителям страны дешевый Интернет. По его словам, снижение цен на доступ к сети поможет расширить аудиторию интернета. И первые шаги к удешевлению стоимости подключения уже сделаны. Во-первых, это борьба за пользователя между провайдерами, которые снижают расценки на тарифы с высокой скоростью подключения. Во-вторых, с июня Телеком запустил тарифный план «Социальный», пользователи которого смогут любить и жаловать Интернет со скоростью 128 Кбит/сек за 150 рублей.

Но как бы это объяснить избалованным москвичам, что это такое 128 Кбит/сек. Это когда ролик с YouTube.ru перед просмотром надо загружать минут двадцать; это когда перед загрузкой страницы с коллекцией фотографий успеваешь заварить чай и отхлебнуть пару глотков; это когда про флешовые сайты можно забыть.

Если копнуть глубже, не одними дешевыми тарифами жив Рунет. Ведь нередки случаи в регионах, когда провайдер просто отказывает в подключении из-за отсутствия сетки в том или ином доме. Ну не выгодно им тянуть кабель в дом с пенсионерами из-за одного страждущего (авт. прим. – плавали, знаем).

А сколько в стране семей, не имеющих возможности приобрести компьютер? Ведь есть в глухих и не очень селеньях люди без современных ЭВМ. Это как с приставками: чтобы поиграть в Денди, нужен телевизор.

Выводы

Отечественному Интернету есть куда расширяться пока уровень проникновения по стране не выше 50%. Однако для его расширения важны множественные факторы. Цены, сетка и сами машины – одни из немногих факторов, влияющих на общую клинику.

Осталось немного времени, когда в мировую паутину попадут современные школьники начальных классов. Молодое поколение более гибкое и динамично развивающееся. Рост их проникновения в Интернет идет и будет идти намного быстрее, чем поколения Денди и тетрисов.

С радостью вступят в касту продвинутых интернет-пользователей и жители маленьких городов и поселков, непокрытых многими провайдерами. И стоимость за подключение здесь вряд ли играет первостепенную роль.

А вот с пенсионерами, малообеспеченными и необеспеченными социальными группами все обстоит сложнее. Зачастую бабушкам и дедушкам бывает трудно объяснить, как работает микроволновая печь. Для того чтобы привлечь их в сеть, понадобится не только объяснить механику работы, но и целесообразность использования в повседневности. Возможно, спрогнозировать приток пользователей пенсионного возраста получится, если все коммунальные платежи будут переведены на электронную основу посредством Интернета. Да и то принудительно это в ближайшем будущем не сделают. А с введением банкоматов меньше очередей в отделениях связи и пунктах приема платежей не стало.

Нужды малообеспеченных слоев общества никак не пересекаются с потребностями в интернет-социализации. Когда не хватает денег на оплату ЖКХ и картошку, Твиттер с Одноклассниками не станут катализатором, побуждающим «наголодать» компьютер с подключением к сети.

А теперь, если прикинуть в уме, сколько в стране людей кому за пятьдесят и сколько малообеспеченных и без компьютеров, имеет ли значение удешевление тарифов?

 

Источникwww.searchengines.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир

Рекомендуем ещё