20 сентября 2007 года компания Яндекс на официальной пресс-конференции информировала об открытии и грядущем начале занятий в так называемой «Школе анализа данных».

Поиском квалифицированных кадров компания Яндекс озаботилась еще несколько лет назад: система грантов, спонсирование олимпиад и прочие программы привели в команду ведущей поисковой системы Рунета десятки интересных, талантливейших людей. Тем не менее, этого было мало, поскольку компания развивалась с серьезной динамикой. Основная же проблема этой ситуации была еще и в том, что приходящих в компанию молодых специалистов приходилось обучать азам – основам Интернет, специфике работы поисковых систем и работы с данными. В таком режиме расти с желаемым темпом, по словам Аркадия Воложа, было невозможно.

А. Волож: «Необходимость в ощутимо большом числе людей оставалась насущной. Примерно год назад, внутри компании возникла идея о том, что необходимо обучать специалистов еще в тот момент, когда они получают высшее образование. И здесь мы осознали, что сидим на «золотой жиле». Практически на всех международных конференциях в области анализа данных вторым неофициальным языком является русский. Очень много специалистов мирового уровня являются нашими соотечественниками.
Двадцать – тридцать лет назад существовала русская школа анализа данных. К сожалению, сейчас эта научная среда для нас утрачена, и в высших учебных заведениях не уделяется такое внимание именно вопросу работы с данными, анализа, извлечения информации. Российские поисковые технологии выросли на этой почве, на этой научной базе. И эта база еще существует. Живы авторы учебников, люди, чьими именами названы теоремы, можно связаться с «нашими» специалистами мирового уровня, живущими зарубежом и преподающими в иностранных университетах и так далее. За нашими спинами стена русской научной школы анализа данных и нам бы хотелось, чтобы эту стену, эту мощь, также ощущали студенты, которые приходят сегодня к нам.»

О создании Школы, целью которой является подготовка специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из Интернета, Яндекс сообщил 25 июня 2007 года. За первый день, когда анонс был вывешен на главной странице, было получено 50 анкет. В течение первой недели – 250. И, по словам А. Воложа, это были анкеты от очень интересных, действительно способных и талантливых людей, поэтому сразу возникла и стала остро ощутимой проблема выбора.

Из 541 подавших анкеты, директором Школы, Ильей Борисовичем Мучником, профессором Ратгерского университета, и его заместителем, Еленой Игоревной Буниной, было отобрано только 80. Это число было обусловлено техническими возможностями и определено изначально. Безусловно, это число не могло включить реально всех заинтересовавших нас людей, – заметили представители компании.

Немного статистики: 20% анкет поступило от женщин, 12 из них вошли в итоговый список студентов. Половина анкет было получено от студентов, половина – от уже дипломированных специалистов. Это же соотношение сохранилось и в набранной группе.
Возрастное распределение:
До 20 лет – 141 человек, приславший заявку на обучение;
21-25 лет – 275 человек;
26-30 -89 человек;
Старше 30 – 36 человек.
Несмотря на четкое требование проживания на территории Москвы, поступило множество писем от представителей других городов – больше всего из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, 19 из них высказали согласия переехать в Москву ради обучения в Школе Яндекса. 221 человек из написавших являются выпускниками не московских вузов.
Лидирующими московскими вузами по данным статистики оказались прогнозируемо: 120 человек – МГУ(лидирующие факультеты – мехмат, ВМК, физмат);
38 – МГТУ им. Баумана;
26 – МИФИ.
Половина абитуриентов, прошедших отбор – представители мехмата – выпускники и студенты.

Интересный факт: подали заявки на обучение в Школе анализа данных 4 представителя компании Google. Трое из них вошли в число студентов.
Обязательными условиями для зачисления в Школу являлось профильное образование (как минимум 3 курса технического вуза), знания языков программирования С, С++. Курс рассчитан именно на практиков и имеет именно практическую направленность.

Обучение в Школе анализа данных рассчитано на 2 года, занятия 3 раза в неделю по вечерам. 5 обязательных курсов и один дополнительный из 5 возможных. По итогам первого семестра будет проведен экзамен с вероятностью отчисления, но никакие дополнительные наборы студентов не планируются. Обучение в Школе Яндекса – бесплатное. Во время обучения многие студенты получат возможность пройти стажировку в компании, а по окончании обучения – высока вероятность трудоустройства.

Тем не менее, А. Волож отметил, что Школа не имеет своей главной и единственной целью обучить специалистов для работы в компании Яндекс. «Очень важно формирование самой научно-практической и узкоспециализированной среды.»

Пока ни заочное, ни дистанционное обучение в Школе не предусматривается, ведутся переговоры с преподавательским составом по вопросу возможной публикации лекционных материалов. Не берут и вольных слушателей. Единственное исключение – сотрудники Яндекса, разработчики, 40 человек из которых, по словам Елены Буниной уже высказали свое желание посещать занятия.

15 часов в неделю студенты Школы будут должны посвятить выполнению домашних заданий и написанию курсовых и исследовательских работ. По окончании обучения – выпускники получат диплом Яндекса. Также ведутся переговоры с некоторыми Вузами о том, чтобы Школа Яндекса считалась их базовой кафедрой.

Помимо основного преподавательского состава, включившего себя ведущих преподавателей, ученых, профессоров крупнейших мировых университетов, планируется курс лекций от наших именитых соотечественников, живущих ныне за рубежом. Финансирование проекта Школа анализа данных будет осуществляться за счет внутренних резервов компании Яндекс. Первые лекции студентам будут прочитаны 25 сентября.

Математики готовы применить свои знания для пользы поисковых систем, говорит Альберт Николаевич Ширяев, заведующий кафедры теории вероятностей механико-математического факультета МГУ, один из основных преподавателей Школы анализа данных, – осталось только поставить для нас эти задачи.

По словам Ильи Сегаловича, одна из задач, которую можно решить с помощью именно такого математического подхода, касается ралеватности выдачи и, в частности, вопроса копирования контента, ранжирования его в серпе. «Мы не ставим перед собой цель, создавая Школу, воспитать кадры именно для себя или решить какие-то проблемы Яндекса. Наши задачи более фундаментальны. Хотя от того, что кто-то, по окончании школы, придет к нам и напишет что-то замечательное, – что-то в алгоритме ранжирования и не только, конечно, улучшится. А, судя по наличию в числе наших студентов представителей компании Google, вероятно, улучшатся и их алгоритмы тоже», – пошутил Илья Сегалович.

 

Источникwww.searchengines.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир

Рекомендуем ещё