Ноя
Бить или не бить? Вот в чем вопрос
Каждый взрослый прекрасно разбирается в воспитании детей до тех пор, пока у него не появляются собственные. С этого момента все фундаментальные принципы рушатся окончательно и бесповоротно. Сложно быть объективным, сложно адекватно реагировать на капризы и сохранять хладнокровие.
Как правило, родители разделяются на два лагеря. Часть бессознательно идет на поводу у малыша, вопреки рекомендациям врачей, воспитателей и педагогов. Другие «предки» с самых пеленок до умопомрачения стараются соблюдать прописанные научные правила, проявляя жесткость, и не ориентируясь на индивидуальные особенности каждого крохи. И те и другие в итоге не чувствуют удовлетворения, так как добиться взаимопонимания, как одной из главных целей воспитания не удается.Нужно отметить, что несколько десятилетий назад одним из самых популярных был воспитательный метод устрашения. Розги активно применяли при многих проявлениях непослушания. Целые поколения выросли с убеждением, что насилие над детьми – это норма, что без применения адекватного наказания вырастет никчёмный человек. И сейчас, несмотря на то, что права ребенка на свободу и неприкосновенность прописаны в Конституции РФ и защита прав ребенка прописаны Семейный Кодексом, многие семьи воспринимают своих детей, как собственность и безответственно причиняют и моральную, и физическую боль.
Во многих обстоятельствах такие способы наказания, как шлепок по попе при капризах, происходят машинально. На подсознании заложен сценарий таких воспитательных действий, передаваемый по наследству от бабушки к маме, от мамы уже к дочери, совсем недавно ставшей молодой мамой. Часто после таких вспышек агрессии наступает отчаяние, ведь их результатом становится превращение независимого и жизнерадостного дитя в забитого зверька.
Порою мамочки вовсе не желают променять такие способы воздействия на малыша, они просто не имеют в арсенале других методов. При своей загруженности домашними делами и не находят время познакомиться с трудами известных детских психологов, предлагающих огромное количество эффективных методик, вытесняющих из воспитательных действий физическое насилие.
Психологических наработок педагогического плана огромное количество, но все они объединены общими тенденциями. Прежде всего, всяческие наказания должны вытесняться обучением. Можно привести наглядный пример. Ребенок, который регулярно приходит с прогулки по колено в грязи, должен с помощью взрослого научиться ухаживать за своей одеждой и обувью. Когда его соучастие в данном процессе будет ежедневным, он непременно станет аккуратным. Ведь ему представиться собственный выбор: быстро протереть ботинки и снова начать игру, или посвятить долгое время борьбе с грязными комьями. Подобных вариантов можно привести множество. Главное, чтобы в каждом конфликте родители и дети выступали на равных без унижения личности.