Янв
Контекстная реклама в России: итоги 2010, тренды, перспективы
Рынок контекстной рекламы в России в 2010 г., по оценке сервиса eLama.ru, вырос на 45% и составил 16,3 млрд. рублей или $537 млн. в пересчете на средневзвешенный годовой курс доллара.
Основную долю рынка (80%) по-прежнему занимает Яндекс.Директ. Его обороты от контекстной рекламы в 2010 году составили 13 млрд. руб. ($427 млн.). Напомним, что в 2009 г. выручка Яндекса от контекстной рекламы составила 7,5 млрд. руб., что составило 66% от всего рынка контекстной рекламы, оцененного АКАР в 11, 3 млрд. руб.
Оставшиеся 20%, по оценкам eLama.ru, делят между собой Бегун и Google AdWords. Выделить их доли в этом году затруднительно в связи с тем, что с марта 2010 размещение рекламы на Google стало возможным и через систему Бегун. Таким обходным путем Google решил свои задачи по проникновению на российский рынок контекста после запрета сделки о покупке Бегуна, которая намечалась в 2008 г. По мнению аналитиков eLama.ru, суммарный оборот рынка остальных сетей контекстной рекламы колеблется в рамках допустимой погрешности 1-2%.
Ключевые события 2010 года для рекламодателей и рекламных агентств
В январе 2010 Бегун стал авторизованным реселлером Google AdWords в России, что, по сути, позволило Google косвенно организовать схему выплаты комиссионных рекламным агентствам на условиях, которые Google обычно не практикует.
В июне 2010 г. Яндекс открыл публичный доступ к API Яндекс.Директ, которое до этого было доступно только рекламным агентствам по индивидуальному запросу. За последние полгода было выпущено две новых версии API и в марте 2011 должна выйти следующая. Политика контекстной системы в отношении автоматизированной работы с контекстной рекламой, таким образом, претерпела существенные изменения.
В октябре 2010 Бегун открыл бета-тестирование размещения контекстной рекламы на спутниковых и кабельных каналах телевидения. Впервые рекламодатель может самостоятельно в веб-интерфейсе управлять показами рекламных объявлений, корректировать тексты, настраивать время трансляции. Ранее Бегун также позволил в своем интерфейсе размещать баннеры в рекламную сеть Каванга. Означает ли это, что компания движется от «классической» контекстной рекламы в сторону развития партнерских программ покажет время.
В декабре 2010 Яндекс приобрел технологию WebVisor, разработанную корпорацией РБС. WebVisor позволяет в визуальном режиме анализировать действия каждого посетителя сайта и затем на основе этой информации проводить мероприятия по повышению конверсии. Скорее всего в 2011 г. стоит ожидать появления таких возможностей в Яндекс.Метрике.
Ключевые слова для рынка контекстной рекламы в 2011: региональные рекламодатели, автоматизация и новые задачи для контекста
По прогнозам сервиса eLama.ru, в 2011 г. стоит ожидать дальнейший рост рынка на 20-30% за год. Прежде всего, это обусловлено тем, что российский рынок контекстной рекламы все еще находится на стадии бурного развития, многие рекламодатели еще не знакомы с этим инструментом (для сравнения – доход Google в США составил в 2010 г. $13,5 млрд. против всех игроков российского рынка – всего в $537 млн.). Т.е. потенциал для роста рынка еще есть и прежде всего он сосредоточен в регионах России. Так, по отчету Яндекс.Директ за сентябрь 2010 именно регионы показывают самый высокий прирост по количеству новых рекламодателей (от 72% до 98%).
Ключевым технологическим трендом на рынке контекстной рекламы в 2011 г. станет автоматизация. Важным толчком для этого послужила перемена в политике Яндекс.Директ относительно API, которое теперь доступно для всех рекламодателей, а не только для рекламных агентств. Другая предпосылка – это «созревшая» потребность рекламодателей, особенно крупных, ориентированных на повышение эффективности контекстной рекламы в инструментах автоматизации. «В 2011 г. стоит ожидать всплеска стартапов в этой области. Но серьезно говорить о рынке автоматизации контекстной рекламы можно будет через 2-3 года, когда на рынке прочно закрепится несколько игроков в этой сфере и их услугами будут пользоваться и рекламные агентства, и крупные рекламодатели», - комментирует Алексей Довжиков, генеральный директор сервиса eLama.ru.
Другой тенденцией на ближайшие 2-3 года станет расширение спектра задач, которые решает контекстная реклама. В России, особенно с началом кризиса, позиционирование контекстной рекламы закрепилось в виде инструмента для генерации продаж. Тем не менее, на Западе контекстная реклама также широко используется и для репутационных, имиджевых задач.
Одним из последних кейсов по этому поводу является история с BP Corporation. После разлива нефти в Мексиканском заливе BP скупила десятки ключевых слов, связанных с катастрофой таких как «разлив», «утечка», «прямой эфир» и т.д. Расходы BP на контекстную рекламу Google в июне 2010 составили $3,6 млн., что составляет 4,5% от общего полугодового бюджета корпорации на рекламу вообще. К сведению, до этого их ежемесячный бюджет в Google составлял ок. $57 тыс.
Столь существенное вливание в контекст в разгар кризиса для компании подчеркивает, насколько важным стал Google на Западе для задач управления репутацией. Люди идут за информацией прежде всего в интернет, а не на телевидение. Это позволяет говорить о расширении спектра задач для контекстной рекламы. «Так, например, в ходе масштабной рекламной кампании растёт количество запросов, связанных со слоганом и рекламным сообщением. Поэтому контекстная реклама также используется для поддержки интереса, который возник у потребителя в ходе большой рекламной кампании», − комментирует Сергей Спивак, эксперт в области интернет-рекламы, директор интернет-агентства i-guru.
В ходе подготовки материала использовались следующие источники:
-
Материал о BP Corporation
-
Отчет Яндекс за 2010 год
-
Отчет Яндекс за 2009 год
-
Исследование рынка маркетинговых коммуникаций за 2009 г., АКАР
-
Исследование Яндекс.Директ, сентябрь 2010
-
Финансовые отчеты Google
Источник: seonews.ru